ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 30RS0002-01-2024-011046-86 |
Дата поступления | 16.01.2025 |
Номер по предыдущей регистрации | 5-2497/2024 |
Номер протокола об АП | АА 759731 |
Судья | Пираева Елена Александровна |
Дата рассмотрения | 20.01.2025 |
Результат рассмотрения | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 16.01.2025 | 17:27 | 16.01.2025 | ||||||
Подготовка дела к рассмотрению | 16.01.2025 | 17:28 | Назначено судебное заседание | 20.01.2025 | |||||
Рассмотрение дела по существу | 20.01.2025 | 10:20 | Зал с/з №507 | Вынесено постановление о назначении административного наказания | 20.01.2025 | ||||
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства | 23.01.2025 | 10:13 | 23.01.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Токарев Александр Михайлович | ст.20.3.3 ч.1 КоАП РФ |
№5- 116 /2025
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«20» января 2025 года г. Астрахань
Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Пираева Е.А., при секретаре Кусалиевой Р.К., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Токарева А.М., <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес>, состоящего на регистрационном учете: <адрес>, работающего в должности главного редактора газеты «Астраханская правда», по совместительству секретарем <адрес> комитета КПРФ и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Арефьева Н.В., документ, удостоверяющий личность – паспорт серии <№>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<дата обезличена> в отношении Токарева А.М. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого составлен протокол об административной ответственности Токарев А.М., вину не признал, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, поскольку умысла на дискредитацию армии у него не было, а только подверг критики выставку трофейной техники в г. Астрахани, считая ее неуместной в настоящее время. Считает, что на высказанное мнение о мероприятии, имеет каждый гражданин в силу ст. 29 Конституции Российской Федерации. Но в случае наличия в его действиях умысла на дискредитацию, готов признать вину и просит его освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Выслушав Токарева А.М., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от <дата обезличена> N 61-ФЗ «Об обороне»).
Пунктом 2.1 указанной статьи определено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и названным Законом для решения задач, перечисленных в данной норме, в числе которых: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации (подпункт 1); отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой (подпункт 2); защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них (подпункт 3).
Согласно ст. 87 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> N 61-ФЗ «Об обороне» Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.
В силу п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 10.1 Федерального закона «Об обороне» Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 ст. 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от <дата обезличена> N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
<дата обезличена> на основании постановления Совета Федерации от <дата обезличена> N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Как следует из материалов дела, <дата обезличена> в 11.23 час. (по Московскому времени), Токарев А.М. посредством принадлежащего ему телеграмм-канала «TOKAREV» (t.me/tokarev78), участниками которого являются неограниченный круг лиц, разместил публикацию по поводу проведения на территории г. Астрахани выставки трофейной военной техники, полученной в ходе проведения специальной военной операции, совершив тем самым публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, представленные материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что Токарев А.М. совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности в специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации на основании решения Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от <дата обезличена> N 35-СФ, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от <дата обезличена> N 61-ФЗ.
Факт совершения административного правонарушения Токаревым А.М. и его виновность подтверждены следующими доказательствами: рапортами сотрудника ЦПЭ УМВД России по Астраханской области, где зафиксирован факт публикации, скриншотами самой публикации, пояснениями Токарева А.М., а так же протоколом об административном правонарушении от <дата обезличена>, где указаны обстоятельства совершенного Токаревым А.М. правонарушения. Нарушений, влекущих признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, не допущено. Протокол содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в нем в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 20.3.3 названного кодекса и с указанием всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Действия Токарева А.М. подлежат квалификации по ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Доводы Токарева А.М. об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, что не имел цель дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации, являются несостоятельными.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, если гражданин, осуществляя свои права и свободы (включая свободу мысли и слова, свободу творчества, право иметь и распространять убеждения и действовать сообразно с ними), в то же время нарушает права и свободы других лиц и такое нарушение (независимо от того, направлено оно против конкретных лиц или против общественного порядка в целом) носит общественно опасный и противоправный характер, то виновный может быть привлечен к публично-правовой ответственности, которая преследует цель охраны публичных интересов. При этом значение имеет не только форма выражения своих убеждений, но и способы распространения информации, а также ее содержание.
Федеральный законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, в том числе установить юридическую ответственность, чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией Российской Федерации ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 1398-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Я. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Действия Токарева А.М., допустившего демонстрацию в открытом доступе в сети «Интернет» публикацию, текст которой содержит негативную оценку использования Вооруженных Сил Российской Федерации, были направлены на дискредитацию, то есть очернение, умышленный подрыв авторитета используемых Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции, формирование у неопределенного круга лиц ложного мнения относительно истинных целей и задач использования Вооруженных Сил Российской Федерации в специальной военной операции.
Довод Токарева А.М. на нарушение права на свободу выражения мнения, предусмотренного ст. 29 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой нормой является ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Токарев А.М. не выражал своего мнения, а нарушил установленный запрет на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
При назначении наказания Токареву А.М., суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих ответственность, суд не усматривает.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, суд не усматривает.
Доводы Токарева А.М. о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с освобождением от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения, суд находит убедительными.
В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и особая значимость регулируемых общественных отношений исключают признание данного правонарушения в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным.
Учитывая личность виновного, который впервые привлекается к административной ответственности, имеет постоянный доход, признал вину при заявлении ходатайства о признании административного правонарушения малозначительным, обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, суд приходит к выводу о назначении минимального наказания в виде административного штрафа, в размере 30 000 руб. Данный размер административного штрафа позволит с максимальным эффектом достигнуть целей административного наказания.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, с учетом которых могут быть применены положения ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 3.9, 4.1, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Токарева А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.3 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: Управление Федерального казначейства РФ по АО (ОП-2 УМВД России по г. Астрахани) кор/с 40102810445370000017 наименование банка: отделение Астрахань Банка России/УФК по Астраханской области г. Астрахань, БИК 011203901 ИНН 3015032610 КПП 301501001 ОКТМО 12701000, КБК 18811601201019000140, номер счета получателя 03100643000000012500. УИН 18<№>. Протокол об административном правонарушении АА <№> от <дата обезличена>.
В соответствии с требованиями ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Пираева Е.А.
